img36.jpg
Деловой совет «Россия-Нигерия»
         
Чем живёт сегодня Королевство Саудовская Аравия

Чем живёт сегодня Королевство Саудовская Аравия

Иван ИВАНОВ, к.и.н
В последние два года Королевство Саудовская Аравия – крупнейший производитель и экспортер нефти на мировом рынке, контролирующий четверть глобальных запасов, – столкнулось с острой ситуацией, вызванной падением цен. Кризис поставил под угрозу многие статьи бюджета, в первую очередь масштабные социальные программы. Страдает и мировая экономика, ведь монархия – крупнейший импортер капитального оборудования, вооружений, техники и потребительских товаров.
Саудовская королевская семья, переживающая нелегкие времена, превратилась в одну из мощнейших финансовых группировок мира. Часть денег была потрачена на роскошные города, дворцы из мрамора, стадионы и феерические фонтаны, вложена в американскую и европейскую экономику. Но большая часть нефтедолларов пошла на развитие страны, повышение уровня жизни подданных. Великолепные автотрассы пересекли некогда безжизненные аравийские пустыни, самолеты за считаные минуты готовы перенести в главные центры – Эр-Рияд, Джидду, Мекку, Дахран. Новейшие виды связи доступны всем жителям.
Но пришли новые времена, вынудившие начать вторую модернизацию, которая затронула все сферы жизни. Главные изменения, важные и для России, происходят в нефтяной политике королевской семьи.
Самым знаменательным событием 2018 года может стать IPO ведущей и единственной нефтяной компании королевства Saudi Aramco на 100% принадлежащей государству. При этом его влияние на рынок будет выражаться в готовности Саудовской Аравии неукоснительно соблюдать условия соглашения о сокращении добычи черного золота (так называемое ОПЕК+) в преддверии продажи акций компании. В самом начале этого года Saudi Aramco была преобразована в акционерное общество. Изменение юридического статуса связано с планами выйти на публичное размещение акций (IPO). Согласно данным Reuters, капитал Saudi Aramco оценивается в 200 млрд обыкновенных акций. Напомню, что еще в январе 2016 года Saudi Aramco заявила о планах выйти на фондовый рынок (первичное размещение 5% акций, пакет оценивается в 2 трлн долларов). Привлеченные средства планируется направить на разведку и разработку новых месторождений. Агентство Bloomberg утверждало, что саудовский гигант остановил свой выбор на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), однако в Эр-Рияде эти данные не подтвердили. В октябре прошлого года сообщалось, что организаторы сталкиваются с многочисленными проблемами финансового, правового и нормативного характера.
Saudi Aramco может в скором времени выбрать международный банк для консультаций по покупке газовых активов, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. В конце прошлого года нефтяной гигант предложил международным банкам подать заявки для консультирования при покупке активов и определения объектов приобретения. Официально компания отказалась комментировать эту информацию. Кроме того, по данным агентства, Saudi Aramco, также пригласила многие банки принять участие в роли координаторов и организаторов консорциума при размещении своих ценных бумаг. Группу банков, которая поможет компании в решении этих вопросов, компания намерена выбрать в начале текущего года.
Ведущие фондовые биржи мира – Нью-Йоркская, Франкфуртская и Гонконгская – вступили в жесточайшую борьбу за право на размещение акций энергетического гиганта на своих площадках. А президент США Дональд Трамп, посетивший Эр-Рияд осенью, настойчиво требовал от короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда провести IPO в Нью-Йорке. Пока саудовцы ничего на это не ответили.
Размещение акций крупнейшей компании, как и другие глубокие реформы саудовской экономики и патриархального общества, – часть масштабного плана модернизации страны, который активно продвигает новый сильный человек Эр-Рияда, наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд.
Первоначально Эр-Рияд объявил, что IPO пройдет еще в прошлом году. Но затем в королевстве грянули беспрецедентные события.
В начале ноября прошлого года Высший комитет по борьбе с коррупцией во главе с наследным принцем замахнулся на святое. Под арестом оказались десятки членов королевской семьи, а также высокопоставленные госслужащие и крупные предприниматели. Их обвинили в финансовых и должностных преступлениях. В общей сложности были допрошены более 300 человек. Как заявил кронпринц в интервью «Нью-Йорк таймс», 95% обвиняемых согласились пойти на сделку, то есть передать часть своих активов властям в счет нанесенного убытка, который, как полагают, превысил 100 млрд долларов.
Поделиться пришлось и сыновьям бывшего короля Абдаллы – принцам Фейсалу и Машаалю; и бывшему министру финансов, и одному из членов правления Saudi Aramco Ибрагиму Абдель Азизу аль-Ассафу, а также экс-министру национальной гвардии принцу Мутаибу бен Абдалле бен Абдель Азиз Аль Сауду. Все согласившиеся компенсировать убыток были тут же освобождены, но официально список подозреваемых не опубликован до сих пор.
В начале января власти перевели несколько десятков задержанных из фешенебельного отеля Ritz Carlton в тюрьму для особо опасных преступников «Аль-Хаир», расположенную к югу от Эр-Рияда. Это пенитенциарное заведение не зря заслужило репутацию одного из самых хорошо охраняемых и строгих исправительных учреждений. Туда обычно помещают осужденных за терроризм и экстремизм. По данным издающейся в Лондоне газеты «Аль-Араби аль-Джадид», сейчас там находятся около 60 арестантов, в том числе саудовский принц-миллиардер, самый богатый человек Ближнего Востока аль-Валид бен Талал (племянник нынешнего короля). Кстати, его капиталы, превышающие 18 млрд долларов, вложены в самые технологичные, инновационные компании США и Европы. Среди новых обитателей «Аль-Хаира» – принц Турки бен Абдалла (сын бывшего короля Абдаллы бен Абдель Азиза Аль Сауда (2005–2015 гг.) и ряд других высокопоставленных лиц, отказавшихся пойти на досудебное урегулирование. Впрочем, подтверждения или опровержения этих фактов из Эр-Рияда пока не поступало. Ясно лишь одно: всех упорствующих решено довести до суда. Это подтвердили в саудовской прокуратуре.
В этом контексте особенно пристальное внимание обращает на себя судьба энергетического гиганта страны, его сказочного взлета. Правящая семья умело использовала природные ресурсы, дав убедительный пример другим странам. «Что хорошо для Aramco – хорошо для Саудовской Аравии», – говорят подданные. И это не преувеличение.
Любому путешественнику, впервые подъезжающему к Дахрану по прекрасному автобану, трудно избавиться от ощущения, что перед ним предстал мираж. Только что вокруг были унылые пески, и вдруг, словно по мановению волшебной палочки, возникает город с парками и современной архитектурой. Здесь хорошо помнят, как именно на этом месте в мае 1939 года первый король Саудовской Аравии Абдель Азиз Аль Сауд повернул вентиль нефтепровода – и по трубе пошла долгожданная нефть. Участники той праздничной церемонии скорее с робостью, нежели с восхищением осматривали новую достопримечательность, появившуюся среди выветренных холмов – скважину «Даммам № 7».
Благодаря этой скважине королевство получило более 32 млн баррелей. Она давала черное золото до 1982 года и даже сегодня могла бы работать без насосов, поддерживающих давление. Закрыть ее пришлось в связи с временным перепроизводством. Ныне Д-7, окруженная прочной металлической оградой, стоит, словно монумент, в городе Дахран, выросшем на нефти, рядом с корпусами современной штаб-квартиры компании.
Великобритания, монополии которой господствовали в те времена на мировом рынке черного золота, допустила непростительную ошибку, не поверив, что на Аравийском полуострове есть нефть. Ее нашли американцы, а добывать сразу стала Aramco. Король Абдель Азиз, родоначальник саудовского государства, более известный на Западе под именем Ибн Сауда, сделал удачную ставку, выбрав США.
Крупнейшее предприятие создавалось по стандартам американского бизнеса: жесткого, требовательного, практичного и неприхотливого. В штаб-квартире посетитель не видит ни слепящего богатства, ни раздражающей небрежности. Чистота и порядок повсюду образцовые. Понятно, что, закупая самое современное оборудование, компания в первую очередь отдает заказы американским фирмам. Говорят в компании на английском, знание которого обязательно и для саудовцев. На нем здесь привыкли работать и думать, хотя, по официальным данным, американцы и англичане составляют лишь 10% служащих.
Три четверти работников – подданные монарха. Для зачисления на большинство должностей необходимо пройти жесткий отбор, в том числе сдать экзамены по математике и английскому языку. Молодежь испытывают на деловые качества – быстроту реакции, наблюдательность, сообразительность. Устроиться в компанию и престижно, и почетно. В Дахране трудятся только 40% служащих, общая численность которых составляет около 60 тыс. Отличников учебы, хорошо зарекомендовавших себя, отправляют в заграничные университеты как стипендиатов компании. Годы учебы засчитываются в стаж работы, но каждый дает обещание, что, получив высшее образование, он будет работать только в Aramco.
Все должны быть готовы постоянно учиться, проходить стажировки, курсы и сборы. В любой момент каждый третий учится: кто полный день, кто после службы. Все штатные сотрудники должны владеть компьютером на продвинутом уровне, водить автомобиль, заниматься сваркой, ремонтировать электроприборы. При найме на работу предпочтение отдается не гражданству, а квалификации и отношению к делу.
Здесь работают социальные лифты. Те саудовцы, которым изнурительный ритм оказался по плечу, имеют возможность высоко подняться по служебной лестнице. Они составляют почти 80% топ-менеджеров. Но выдержать такой плотный график непросто.
Усердный труд хорошо вознаграждается. К высокому месячному окладу начисляются надбавки. Все сотрудники и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в корпоративных больницах. По рецепту врача выдаются бесплатные лекарства. Люди, имеющие определенный непрерывный стаж, могут обращаться за ссудой на строительство дома и приобретение земельного участка. Часть оклада можно оставлять в фонде накопления, и эти деньги удваиваются каждые 10 лет. Сотрудник, выплачивающий 5% зарплаты в фонд социального страхования, уходя на пенсию, пожизненно получает свой последний оклад. В случае смерти эти деньги получает семья.
20% штата составляют топ-менеджеры. В их число входят административные работники командного звена и лучшие специалисты – инженеры, геологи, экономисты. 70% работников – буровики, ремонтники, связисты, снабженцы, инженеры по технике безопасности, непосредственно занятые на производстве.
Таким образом, Aramco – что-то вроде трудового национального университета, готовящего кадры всех уровней. Ее школу прошли многие директора местных предприятий и фирм. Вряд ли получится найти руководителя крупной компании, не посещавшего ее учебные центры.
Главная сфера деятельности Aramco - переработка и экспорт нефти и ее производных. Но это не все. Компания располагает огромными запасами газа. Она взаимодействует едва ли не со всеми отраслями национальной экономики. Более 30 лет назад гигант начал проектировать, строить, а теперь и эксплуатировать предприятия по переработке газа, совершенствует созданную централизованную систему газификации страны. С ее помощью осуществляется электрификация королевства и обеспечение его кадрами грамотных энергетиков. Восточная провинция стала индустриальной базой, из которой волна промышленной модернизации идет в самые отдаленные районы.
Сохранит ли аравийская монархия полный контроль над своими нефтяными и газовыми богатствами? Сами саудовцы признают, что нуждаются в получении средств и технологий от западных производителей, которых они вынудили уйти. Еще несколько лет назад в стране заговорили о новых инвестициях. Как отмечал американский эксперт по нефти Джон Росс, Саудовская Аравия проводит четкую черту. Ей не нужны любые инвестиции. Американские и европейские компании могут оказать помощь в разработке в основном нетронутых запасов природного газа этой страны.
Естественно, важную роль играет политика, прежде всего укрепление стратегических отношений с США, которые раскрыли над королевством свой военно-космический зонтик. Вашингтон снабжает Эр-Рияд самым современным, высокоточным оружием. К тому же, многие в королевской семье получили образование в американских университетах.
Саудовцы, конечно, очень богаты, а их экономика обладает запасом прочности. Кажется, что катастрофические кризисы им не угрожают. Но инвестиции нужны всем. Соседи уже опережают Эр-Рияд, привлекая в свою экономику внешние капиталовложения. Это вынуждает руководителей страны приоткрывать, хотя бы постепенно, доступ к своим нефтяным и газовым кладовым.
Никто так хорошо не сознает, где находятся слабые звенья саудовской экономики, как наследный принц Мухаммед, который с каждым месяцем играет все более заметную роль в Эр-Рияде. Чтобы залатать дыры в государственном бюджете, образовавшиеся после падения цен на нефть, он проводит глубокие экономические реформы, вплоть до введения в этом году непопулярного НДС. Ставка, правда, установлена всего в 5%, но уже само появление налога стало ниспровержением основ саудовской экономики. Принц начал и глубокие социальные реформы. Женщинам королевства разрешено выходить на улицы без сопровождения мужчин, водить автомобиль, посещать спортивные состязания, в том числе обожаемый футбол.
Конечно, даже самые ярые скептики не посмеют назвать Саудовскую Аравию банкротом, но факт остается фактом - у нее моносырьевая экономика. «Годами мы думали, что сумеем диверсифицировать производство и найдем другие источники дохода, – говорит главный экономист Национального коммерческого банка в Джидде Саид аш-Шейх. – Однако крах нефтяных цен показал, что процесс диверсификации только начинается».
Новые веяния затронули и внешнеполитическую область, что важно для нашей страны. Эксперты отмечают, что отношений между двумя ведущими нефтяными державами все больше приобретают характер стратегического партнерства. А осенью прошлого года оно получило новый импульс. Так оцениваются итоги визита саудовского короля в Россию и его переговоры с президентом В.В. Путиным, которые длились почти весь день.
«По итогам встречи стороны заявили о развитии партнерских отношений, совместных инициативах и инвестициях, включая прямые инвестиции суверенных фондов двух стран», – пишет аналитическое саудовское издание МААЛ, отмечая, что Россия «проявляет энтузиазм и серьезность по отношению к стратегическому партнерству с Саудовской Аравией». Об этом свидетельствует целый ряд фактов. «В партнерстве с крупнейшими российскими компаниями планируется вкладывать средства в пять секторов: солнечная энергия, здравоохранение, быстрая транспортировка и портовая инфраструктура для транспортировки сельскохозяйственной продукции», – отмечает издание.
Есть еще один очень интересный проект для российско-саудовского сотрудничества. На берегу Красного моря планируется построить супергород. Интересно, что по задумке авторов, он должен расположиться на приграничных территориях сразу трех стран – Саудовской Аравии, Иордании и Египта. Придумано уже и название – Неом. Жить новый годод будет только за счет возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечной, что побудит ученых заняться проблемой сохранения природных ресурсов и энергии. Разумеется, это только одно из направлений, по которым там будут работать специалисты со всего света.
Сотрудничество с Россией крайне важно для Саудовской Аравии и с учетом стратегической приверженности нашей страны сокращению нефтедобычи в соответствии с обязательствами по сделке ОПЕК+. Соглашение было заключено при ведущей роли Москвы и Эр-Рияда, министры энергетики двух стран прорводят регулярный и плодотворный диалог.
Учитывая глобальную повестку дня и принятие Saudi Aramco программы по трансформации, справедливо говорить об энергетическом партнерстве в разных областях, в том числе в сфере природного газа. Об этом «Газпром» уже начал предварительные переговоры. Последние события доказывают, что факторы, которые могли бы серьезно помешать стратегическому сотрудничеству двух стран, вполне преодолимы, если к этому побуждает экономическая целесообразность.


Популярные тэги