img36.jpg
Деловой совет «Россия-Нигерия»
         
Финансовые перспективы Омана на фоне роста цен на нефть
Усилия, направленные на наведение порядка в сфере государственных финансов и решение проблемы хронического бюджетного дефицита наконец начали приносить плоды благодаря резкому росту цен на нефть, основной экспортной статьи Омана.
Финансовое положение Омана стабильно, наблюдаются положительные сдвиги, заявили на условиях анонимности три источника из Национальной Программы Сбалансированности финансов. Программа, получившая название «Тавазун», реализуется под эгидой Министерства финансов и находится под непосредственным контролем руководителя страны. Стабилизация государственных финансов сталкивалась с серьёзным воздействием  ограничительных факторов начиная с 2020 года, когда Султан Хейсам бен Тарек получил в наследство от своего предшественника, Кабуса Бен Саида, страну, накопившую значительную задолженность.
Агентство Fitch Ratings  повысило в декабре 2021 г. прогноз по Оману  до уровня «стабильный», что отражает улучшение ключевых финансовых показателей.  Интерес представляет тот факт, что Агентство отметило высокую степень корреляции между колебаниями цен на нефть и состоянием финансов страны.  По его оценкам, более высокие доходы от углеводородов, выросшие всего на треть, «с большой степенью вероятности обеспечили более 50% сокращения дефицита бюджета  в 2021 финансовом году, размер которого оказался в пять раз меньше по сравнению с 2020 г.»
Стабильно растут доходы  в ненефтяном секторе экономики, чему способствовало преодоление последствий спада в экономике из-за эпидемии КОВИДА-19. Кроме того, Оман практикует налогообложение корпораций и ввёл 5%-й НДС в апреле 2021 г. Ожидаемый правительством объём поступлений от налога  составит 450 оманских риалов в 2022 г., или 13,5% общих доходов в сфере, не связанной с нефтяным сектором.  По сведениям, полученным от представителя «Тавазун», по-прежнему рассматривается возможность введения налога на доходы физических лиц с высоким имущественным цензом.
Ожидается, что дополнительным смягчающим фактором может стать заложенный в бюджете уровень цен на нефть в 50 долл.США, который намного меньше текущих цен. Источник из «Тавазун» полагает, что большая часть  незапланированных доходов от неожиданного  роста цен будет направлена на сокращение госдолга, составившего 68%ВВП в 2021г. Соответственно уменьшится и объём процентных выплат по госдолгу, выросших ввиду растущего объёма задолженности с примерно с 35 млн.риалов в 2014 г. до почти 1 млрд. в 2020 г. (1риал=2,6 долл.США).
“Полагаем, что Оман сможет спокойно решить вопрос с погашением своей задолженности в этом году благодаря синдицированному займу, сделанному ранее в текущем году, а также рассчитается , используя  свои активы в Нефтяном Резервном Фонде», заявил Директор Международного рейтингового Агентства S&P г-н Захабийя Салим. Между тем, сохраняется высокий уровень потребностей в фондировании. Прозвучавшие оценки варьируются в пределах 6,5 млрд.долл. в 2022 г. и в среднем 3,5 млрд. долл. в период между 2023 и 2026 гг.
“Если цены вернутся на прежний уровень и Оману придётся произвести новые заимствования, процентные ставки будут вынужденно более высокими», заявил экономист Джеймс Сванстон из "Capital Economics' Middle East». Показатели инфляции, оказавшиеся в «красной зоне»  и загнавшие в угол Центральные банки, вынудили их отойти от практики низких процентных ставок, использовавшейся  после мирового финансового кризиса 2008 г.
Долговое убежище
Между тем, утверждения Омана о том, что его финансовое положение улучшилось, имеет нюансы. Как и другие страны Залива, часть расходов была выведена за рамки бюджета и вменена государственным и аффилированным с государством организациям. Энергокомпания «Energy Development Oman», перечисляющая дивиденды от своей деятельности в бюджет, привлекла в 2021 г. 2,5 млрд.долл. для финансирования своих капитальных затрат.
Международное рейтинговое Агентство S&P в своём  отчете, датируемом мартом 2022 года, выразило мнение, что балансовые показатели стран ССАГПЗ за исключением Омана «обладают достаточным запасом прочности, позволяющим говорить о смягчении напряжённости в финансах предприятий государственного сектора без существенного ухудшения их ключевых финансовых показателей». В декабре 2021 г. Агентство Fitch Ratings заявило: «задолженность предприятий, связанных с госсектором, имеет наибольшие шансы повлиять на суверенные кредитные рейтинги  Катара  и Омана».
Суверенный Фонд Омана взял под свой контроль все государственные компании в июне 202 г. Было заявлено  о реструктуризации Советов директоров в целях повышения эффективности их деятельности, что должно косвенно способствовать минимизации финансовых рисков, накопившихся в балансах аффилированных с государством предприятий».
Правильно ли расходуются средства ?
За простыми числами и финансовыми показателями кроются системные факторы шокового воздействия.  «Мы пытаемся наладить дисциплину поскольку существует проблема “короткой памяти” и мы бы хотели убедиться, что долгосрочное планирование наших расходов не зависит от цен на нефть за три месяца», заявил источник из Тавазун.
Скачок цен на нефть и связанных с ним рисков действительно носит сравнительно краткосрочный характер. В дополнение к долгосрочному прогнозу энергетического транзита Оман безусловно истощит свои нефтяные ресурсы в течение 25-30 лет при сохранении уровня добычи, достигнутого к 2019 году. «Было бы неразумно полностью сделать ставку на вечное наличие нефти и сохраняющийся спрос на неё», добавил источник из Тавазун. «Нельзя добиться финансовой стабильности осуществляя экономическое планирование при опоре на один товар, подверженный волатильности».
В долгосрочной перспективе Оман планирует развитие нескольких секторов экономики, среди которых туризм, горная промышленность, логистика, что даст возможность создать рабочие места для населения и обеспечит новые финансовые потоки для государства. «Мы хотим существенно увеличить вклад логистики в нашу экономику.. Фактически мы создаём сектор для будущих поколений», заявил г-н Абдурахман   Аль Хатми, Исполнительный директор  национальной ASYAD Group  корреспонденту  Al-Monitor в ноябре 2021 г.
В основе агрессивного подхода, нацеленного на обеспечение финансовой дисциплины, лежат усилия по сокращению госрасходов, численности бюрократического аппарата и минимизации нецелевого расходования ресурсов, что создаст дополнительный приток поступлений от налогообложения, экспорта нефти и газа и дивидендов от инвестиций в Суверенный Государственный Фонд, носящий название Оманская Инвестиционная Палата.
Только в 2020 г. Оман сократил число министров с 26 до 19 в результате объединения и слияний, а также снизил объём капвложений. Отправлены в отставку все госслужащие, проработавшие более 30 лет, уволено 70% иностранных специалистов и консультантов в правительственных и гражданских учреждениях, что поставило под угрозу курс на  диверсификацию.
Финансовый опыт Омана даёт ценные идеи для использования  другими странами ССАГПЗ, чья фискальная стабильность сильно зависит от экспорта нефти и газа. «Критично подобное планирование на раннем этапе и немедленное их исполнение в противовес подобным действиям на грани кризисных явлений», заявил Al-Monitor Скотт Ливермор, главный экономист   “Oxford Economics Middle East”.
Нацпрограмма фискальной сбалансированности реализуется под эгидой Министерств образования и здравоохранения, а также проводится в жизнь мобилизованными для этих целей экономистами, ставящими перед собой два главных вопроса: «Достаточно ли мы расходуем средств и насколько правильно их распределяем»? (Источник – «Тавазун»). Между тем, режим экономии не оказывает единообразного воздействия на все сферы экономики. Оман по прежнему расходует значительные средства на оборону и безопасность, которые являются одними из самых высоких в мире и составляют 24% от всех госрасходов в 2022 году.
Шаг вперёд, два назад
Движение на всех парах в направлении оздоровления государственных финансов тем не менее представляется ярким напоминанием наследственным монархиям Персидского залива о рисках для политической стабильности, исходящих от слишком быстрого движения. Как только экономические реформы стали подрывать покупательную способность оманцев, сотни разгневанных соискателей вышли на улицы, протестуя против коррупции и высокого уровня безработицы среди молодёжи. В Сохаре, эпицентре беспорядков 2021 года, оманцы выплеснули своё недовольство политической элитой страны. «Ещё 25 лет тому назад правительство знало, что безработица будет проблемой. Знало, и ничего не сделало», заявил молодой выпускник нашему изданию.
Подорванная социально-экономическая стабильность вынудила Оман укрепить подушку безопасности, сделав два шага вперед и один назад одновременно следуя курсом на фискальную стабильность. Султан Хайсам дал поручение создать 32 тыс. рабочих мест в госсекторе с полной или частичной занятостью и распорядился произвести дополнительные  выплаты в преддверии Рамадана в 2022 г.
Резкий рост цен на нефть подсластил пилюлю на какое-то время. Подверглось пересмотру  решение постепенно отменить к 2025 г. субсидии на энергоснабжение домашних хозяйств – теперь период продлён на 10 лет. Как заявил Султан Хейсам Бен Тарек, выступая перед губернаторами и вождями племён, «мы чётко отслеживаем вопросы стоимости жилья и всё связанное с жизнью граждан». Несколькими днями позже лидер издал королевский Указ о выделении дополнительно 200 млн.риалов (520 долл.США) на цели развития в текущем году.
Свантсон из Capital Economics  пишет: “ У Омана наиболее слабые показатели платёжного баланса среди стран Залива и предпринимаемые действия могут предвещать аналогичные шаги повсеместно”. Нефтяное ралли может стать манной небесной для нефтяных монархий Залива, заявил Принц Мохаммед Бен Салман (КСА), продолжив, что троекратное увеличение НДС является временной мерой. Между тем, рейтинговое Агентство S&P предупредило в 2021 г.: «Более высокие цены на нефть разрушили планы по консолидации финансов стран ССАГПЗ в предыдущий период».
Социальная нестабильность,  с которой сталкивается Оманское правительство,  симптоматична  ввиду ограниченных возможностей стран ССАГПЗ с точки зрения реформирования застарелых многолетних социальных контрактов. Регион пытался «избежать неизбежного», но вынужден действовать,заявил источник из Тавазун. «Думаю,   осознание срочности проблемы  критично».
Source: https://www.al-monitor - March 28, 2022