img36.jpg
Деловой совет «Россия-Нигерия»
         
Интерьвью с Председателем Российско-иранского делового совета В. В Обыденовым
Мы беседуем буквально накануне визита Президента России В.В. Путина в Иран. Какие темы будут являться главными во время переговоров лидеров наших стран – что будет обсуждаться, заключаться и подписываться?

В первую очередь будут рассмотрены вопросы, связанные с укреплением отношений в деловой, культурной и общественной жизни наших стран. Но и не только они. Ведь сегодня у России и Ирана есть множество тем, требующих глубокого и серьезного обсуждения и, соответственно, принятия определенных решений.

Также следует отметить, что в рамках грядущего визита стороны поднимут вопросы по острым темам глобальной повестки, таким, как борьба с международным терроризмом, противодействие экстремизму и др. Ну и, конечно же, помощь Сирии, находящейся сегодня в нелегком положении.

Не менее серьезные планы имеются и по документам – ожидаем подписания немалого их количества. Причем важным моментом здесь является то, что все они предусматривают, в частности, реализацию серьезных конкретных проектов.

В каком контексте будет проходить визит Президента РФ В. В. Путина в Иран?

Безусловно, в положительном. Отношения между Россией и Ираном ныне носят характер стратегического партнерства, что является показателем развития их позитивной динамики. Потому как еще четыре года назад, когда президенты России и Ирана встретились в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества, тогда наши страны пребывали в состоянии хоть и благожелательной, но, все-таки, некоторой индифферентности. При этом о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном сегодня свидетельствует не только постоянный и плодотворный диалог между правительствами, но и различные совместно реализуемые экономические проекты. Приведу конкретные факты. Объем торгового оборота за последний год между Россией и Ираном начал показывать положительную динамику – его спад сменился ростом, пока еще незначительным, но устойчивым. К примеру, наметилось ускорение развития сотрудничества в нефтяной сфере. Налицо также активизация усилий России и Ирана в претворении в жизнь всемирно важного проекта, как Международный транспортный коридор «Север-Юг», представляющего собой не что иное, как кратчайший путь из Европы через Россию и Иран в Индию и Юго-Восточную Азию.

Улучшение ситуации с товарооборотом на сегодняшний день - значимое достижение, пусть и несколько неожиданное. Расскажите о нем поподробнее.

Размер товарооборота между Россией и Ираном за 8 месяцев 2017 года составил 989,64 млн. долл. США. Если говорить об отдельных статьях экспорта за данный период, то, к примеру, размер экспорта древесины и бумаги составил 150,9 млн. долл. США. Что более чем вдвое выше, чем в аналогичный период предыдущего года – тогда его размер составил 76,4 млн. долл. Значительно вырос экспорт черных металлов – 154,3 млн. долл. против 129,2 млн. долл. в 2016 году. Запредельно, в 8 раз, вырос в ценовом исчислении и экспорт локомотивов и железнодорожных вагонов.

Что касается импорта России из Ирана, он в целом также увеличился, составив за 8 месяцев текущего года 262,21 млн. долл. против прошлогодних 193,11 млн. долл., что сравнимо с итоговым показателем в целом за 2016 год – 302,95 млн. долл.    

Можно ли в качестве одного из итогов визита ожидать в ближайшем времени серьезных подвижек в завершении переговоров о создании временной зоны свободной торговли между Россией и Ираном?

Конечно, мы уверены в этом, несмотря на то, что и у России и у Ирана есть сформированные принципиальные позиции по ряду вопросов, отойти от которых они, соответственно, не готовы. В силу этого их детальная состыковка между собой требует немалых усилий в рамках уже происходящих переговоров. Но, несомненно, что уже в обозримой перспективе все эти вопросы будут согласованы, взаимоувязаны и разрешены. И едва ли не решающую роль в этом может сыграть именно предстоящий визит Президента России В.В. Путина в Иран. А также то немаловажное обстоятельство, что генеральная линия, иными словами – тренд сегодняшнего дня для руководства нашей страны и Ирана – это установление полноправных и долгосрочных отношений на основе стратегического партнерства.

Можно ли сегодня говорить о какой-либо конкретике в отношении программы «нефть в обмен на товары», к реализации которой стремится Минэнерго? И о каких масштабах поставок товаров и времени начала ее реализации может идти речь?

РИДС твердо полагает, что старт данной программы будет довольно скорым.

Что касается масштабов поставок товаров, то со своей стороны РИДС работает над тем, чтобы уже сейчас, до начала ее реализации, поставки из России в Иран продовольственных товаров увеличивались.

Если же обратиться к конкретным цифрам, то можно, к примеру, констатировать, что буквально «ударными темпами», чуть ли не втрое, в нынешнем году выросли поставки из России масел и жиров – на сумму 97,7 млн. долл. за 8 месяцев против 39,8 млн. долл. за тот же период 2016 года.

Так что уже сегодня можно смело прогнозировать, что с началом реализации упомянутой программы объемы экспорта продовольствия в Иран из России быстро возрастут в разы.

В настоящее время запланирован также визит в Иран генерального директора Госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева. На Ваш взгляд, о чем может пойти речь на этих переговорах?

Главным образом переговоры будут касаться действующей сегодня в городе Бушер атомной электростанции, единственной в Иране. В настоящее время работники российской атомной отрасли задействованы в ее развитии. Они работают здесь над созданием второго энергоблока. Как Вы понимаете, данная задача чрезвычайно серьезна и требует для своего решения и комплексного подхода, и высочайшей ответственности.

Помимо этого не исключено, что на данных переговорах будут затронуты также вопросы увеличения в целом масштабов работы в области мирного атома. В частности, в связи с успешной работой наших специалистов в Бушере велика вероятность, что будет обсуждаться вопрос о строительстве Россией в Иране еще одной атомной станции.

Поговорим о действующем в Иране запрете на импорт пшеницы, который был введен после сбора ее богатого урожая в 2015 году и создания в стране больших запасов этого зерна. Идет ли сейчас речь о снятии этого запрета в отношении России?

РИДС убежден, что уже в ближайшем времени данный запрет будет снят. Характерное свидетельство наличия назревшей необходимости в этом – прошедший в период 24-25 октября текущего года в Астрахани Международный форум Прикаспийских стран «Деловой Каспий». На нем практически все участники говорили о том, что снятие запрета на экспорт пшеницы в Иран предельно актуально и абсолютно необходимо.

Еще одно важное подтверждение назревшей необходимости снятия этого запрета – значительный рост экспорта злаковых из России в Иран в 2017 году относительно аналогичного в предыдущем году. А именно – за 8 месяцев 2017 года, несмотря на затяжной характер лета в России, размер экспорта злаковых в ценовом исчислении составил 192,02 млн. долл., тогда как за тот же период 2016 года он был равен 175,0 млн. долл..

Несколько слов о таком активно обсуждаемом сегодня проекте, как развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг». Насколько заинтересована в его реализации российская сторона? Есть ли среди российских компаний заинтересованные принять в нем участие?

Сегодня можно смело говорить, что в реализации этого проекта заинтересованы не только российские компании, но и субъекты Российской Федерации. Конечно, в первую очередь проектом развития МТК «Север-Юг» интересуются регионы Прикаспия и Поволжья. Это и логично, так как при этом всестороннее развитие получит местная инфраструктура. Одновременно в них будут созданы многие тысячи новых рабочих мест. Что еще касается реализации данного проекта – Россия сегодня уже занимается развитием инфраструктуры, в том числе логистической и таможенной, в тех регионах, через которые пройдет МТК «Север-ЮГ». В этом направлении работают и федеральные, и региональные компании, например, РЖД и астраханская «Особая экономическая зона «Лотос».    

Что Вы можете сказать о наиболее важных мерах, принимаемых непосредственно РИДС для развития деловых взаимоотношений России и Ирана и улучшения российско-иранского «бизнес-климата»?

Сначала должен отметить главные нерешенные вопросы, тормозящие успешное развитие деловых отношений между Россией и Ираном. Это отсутствие:

Во-первых, широких возможностей осуществления прямых платежей по Российско-Иранским сделкам;

Во-вторых, комплексных решений по сопровождению внешней торговли компаний России, Ирана и других стран региона.

Проведя анализ мирового опыта развития торговых отношений, показавшего высокую эффективность деятельности таких общественно-государственных институтов, как центры международной торговли, РИДС в моем лице выступил с инициативой, одобренной в целом властями обеих стран. Она заключается в создании Российско-Иранского международного торгового центра гарантий, который должен функционировать на базе Торговых палат России и Ирана при активной и действенной поддержке их правительств. А также в учреждении на базе создаваемого центра Международного коммерческого арбитража и групп медиации для рассмотрения споров между иранскими и российскими компаниями, возникающими в ходе их повседневного сотрудничества.

Это – необходимая, назревшая и фактически выстраданная мера, ибо отсутствие подобных независимых органов крайне неблагоприятно влияет на наши деловые взаимоотношения и резко тормозит развитие торговли между Россией и Ираном. А также явно не способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между российским и иранским бизнесом.

Что касается проблемы взаимных платежей в условиях уже неработающей традиционной схемы их прохождения через банки продавца и покупателя. Для ее решения нужны новые подходы, новые схемы, новый формат функционирования самой этой системы. И здесь надо отметить, что РИДС, по нашему твердому убеждению, такой креативный формат выработал. Уже в самом ближайшем времени мы задействуем его в практических сделках между российскими и иранскими компаниями и предпринимателями. Надеемся, что первые же сделки докажут не только его жизнеспособность, но и абсолютную востребованность сегодня в торговле между Россией и Ираном.

На днях стало известно о назначении Вас членом Исполнительного комитета Российско-Иранской высокой комиссии в научно-технической сфере, сопредседателем которой с российской стороны является вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Олегович Рогозин, а с иранской стороны – Вице-президент Исламской Республики Иран Сорен Саттари. Как Вы оцениваете данное высокое назначение?

Прежде всего оно является своеобразным четко зримым и недвусмысленным посылом деловым и общественным кругам, которые заинтересованы в дальнейшем развитии и укреплении взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами, ибо полностью отражает новые тренды в российско-иранских отношениях. Комиссия, созданная в августе 2015 года, призвана способствовать развитию и координации сотрудничества России и Ирана в научно-технической сфере по приоритетным направлениям развития экономик и социального сектора, а также науки, технологий и инноваций, в том числе по крупным проектам и долгосрочным программам, обеспечивающим конкурентные преимущества двух стран.

Так что я твердо убежден, что это назначение – не только огромное доверие к РИДС и ко мне лично, и такая же огромная ответственность, но и новые возможности таких же масштабов для прорывного развития и дальнейшего укрепления делового сотрудничества наших стран.

И также твердо уверен, что РИДС это доверие оправдает, и эти возможности полностью использует.

В. С. Верёвкина

Ист.: Союз Журналистов России http://ruj.ru/news/intervyu-s-predsedatelem-rossiysko-iranskogo-delovogo-soveta-v-v-obydenovym.php